Немецкий писатель и журналист Питер Келер раскрывает секреты мастерских обманов от каменного века до наших дней в своей книге «ФЕЙК. Забавнейшие фальсификации в искусстве, науке, литературе и истории». Книга переведена на русский язык. Фрагменты из нее публикуем с разрешения издательства «Кучково поле».

Сюрприз от римской волчицы

Примерно каждые восемь минут и до 200 раз в день, как установили в высшей степени правдивые ученые, человек лжет. Фальшивые картины в художественных галереях, инсценированные репортажи в телеэфире, обманы в интернете, плагиат в литературе, музыке и науке, поддельные документы... Список огромен и уходит корнями в Античность и даже еще большую древность.

С момента обнаружения города Помпеи, находившегося до этого более чем полтора тысячелетия под слоем вулканического пепла, фальшивки еще больше перемешались с подлинными находками. Бюст Юлия Цезаря, приобретенный Британским музеем в Лондоне в 1818 году, более чем через 100 лет был выбракован как подделка XVIII столетия.

Даже самое знаменитое античное произведение искусства оказалось фальшивкой: речь идет о кормящей волчице, символе Рима. Статуя Лупы с двумя тянущимися к ее соскам мальчиками Ромулом и Ремом была отлита не 2500 лет назад, а в Средние века. Хищник не имеет следов пайки на голове и ногах и отливался целиком, хотя античные мастера такого сделать не могли. Правда, предполагается, что некогда существовал и оригинал: он находился в Константинополе и был расплавлен в 1204 году. Согласно этой теории реплика была создана еще в XIII столетии по заказу римских патрициев. Она оказалась настолько удачной, что до 2011 года, когда обнаружилась правда, бесчисленные ученые расхваливали совершенную античную красоту.

Бессердечная мумия

В 2000 году шумиху вызвала мумия, обнаруженная в пакистанском городе Кветта около границы с Ираном и, по-видимому, предполагавшаяся к продаже на черном рынке. Мумия была изготовлена египетским способом и лежала в каменном саркофаге, который, в свою очередь, находился еще в одном богато украшенном деревянном саркофаге, надпись персидской клинописью на котором гласила: «Я дочь великого царя Ксеркса. Я Родогуна».

Это была первая находка изготовленной в египетской технике мумии за пределами долины Нила. Но восторг специалистов быстро сменился скептицизмом: оказалось, у мумии не хватает сердца, а это не соответствовало древнеегипетским обычаям. Также по-персидски царевну должны были называть Вадугана, а не Родогуна, так как последнее имя - лишь поздний греческий перевод эллинистического времени. На каменном саркофаге были обнаружены подготовительные рисунки, выполненные карандашом. После выявления у мумии перелома шейного отдела позвоночника и проведения радиоуглеродного анализа стало ясно: предполагаемая персидская царевна умерла не 2500 лет, а не более шести лет назад. Кем была эта женщина, стала ли она жертвой преступления или ее труп похитили с одного из кладбищ, до сих пор остается загадкой, как неизвестны и мастера, изготовившие мумию.

Переписать историю Третьего рейха

25 апреля 1983 года журнал Stern объявил на пресс-конференции, что найдены дневники Адольфа Гитлера. (Журнал купил их за 9,3 млн. немецких марок, это примерно 3,7 млн. долларов. - Ред.). Номер от 28 апреля начинался с выдержек из дневников. Тираж издания вырос с 400 000 до 2,2 млн. экземпляров, а его цена повысилась на 50 пфеннигов - до 3,5 марки. Однако уже 6 мая Stern был вынужден признать, что попался на подделку. Мировая сенсация стала провалом.

При этом некоторые эксперты сочли дневники подлинными, ведь материал для сравнения, который им предоставили, был выполнен той же рукой Конрада Куяу, художника и профессионального фальсификатора. Он исписал гитлеровскими излияниями 62 тетради. Эффект старой бумаги был искусственно создан при помощи чая...

Миф о дневниках был придуман Конрадом Куяу, чтобы продать написанный уже в 1975 году первый дневник Гитлера коллекционеру военной атрибутики и промышленнику Фрицу Штифелю. Штифель знал репортера журнала Stern Герда Хайдемана, который испытывал некоторую ностальгию по нацистскому прошлому и в 1972 году купил яхту Германа Геринга за 160 000 марок. Штифель связал Хайдемана с Конрадом Куяу, торговавшим как реальным, так и поддельным нацистским хламом. Обремененному большими долгами Хайдеману просто суждено было попасться на удочку мошенника и затеять выгодное дело с журналом Stern.

«История Третьего рейха должна быть частично переписана», - опрометчиво заявлял главный редактор журнала в номере от 28 апреля 1983 года... В итоге он подал в отставку. Тираж упал, а план по выходу на международный рынок провалился: три миллиона марок, которые предложил владелец Sunday Times Руперт Мердок за права на английское издание, улетучились. Фальсификатор Куяу попал в тюрьму на четыре года и шесть месяцев, тогда как Хайдеману за мошенничество присудили на два месяца больше, потому что он, по-видимому, присвоил 4,4 миллиона марок из гонорара Куяу.

После освобождения Хайдеман жил на социальное пособие, тогда как Куяу открыл мастерскую. Здесь он продавал «работы Пикассо» как «оригинальные подделки Конрада Куяу», которые на самом деле его жена дешево покупала в Китае (то есть они были подделками дважды).