http://2.bp.blogspot.com/-l106BtJfH_w/VRGsLA34txI/AAAAAAAAv_s/cgOPIJpvQM8/s1600/1427210285_cartrut1-tyurkyany.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-dCky-qVILMQ/VRGsKktgIEI/AAAAAAAAv_k/JFrVfmNoHz0/s1600/1427210278_cartrut3-tyurkyany.jpg
http://4.bp.blogspot.com/-Mt_Kd_-Q1lA/VRGsKsOXJcI/AAAAAAAAv_o/B3_ocvdBW4I/s1600/1427210275_cartrut2-tyurkyany.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-139IIPEpAX4/VRGsLDLRazI/AAAAAAAAv_0/_cnv5zFpXm8/s1600/1427209876_cartrut4-tyurkyany.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-FVxTtaP1nE0/VRGsQESx_MI/AAAAAAAAwAM/yUTVU6MJXXc/s1600/1427209980_20-2645.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-VrXPxrM2QE0/VRGsPmRzl6I/AAAAAAAAwAE/JBN-6WztRfw/s1600/1427209953_21-2497.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-FNFlurQo8RQ/VRGsPmIKHMI/AAAAAAAAwAI/7VhcFq9BxvI/s1600/1427209928_05-2622.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-jIbGL-I_Nyw/VRGsPv58GaI/AAAAAAAAwAc/szLNkBFLhWQ/s1600/1427209926_03-2534.jpg

Колеи непонятного назначения, по предположениям, это дороги для вытаскивания кораблей (кое-где, возможно пиратских) известны в Греции, в Турции, в Италии, во Франции, на Мальте и других островах Средиземного моря. Такие же «каменные дороги» есть на Апшеронском полуострове в нескольких прибрежных поселках, расположенных рядом с Баку.
Колеи представляют собой параллельные канавы, образованные на скальной поверхности. Большинство дорог состоит из 2-3 канав глубиной от 5 до 50 см. Есть также дороги, в которых насчитывается от 5-ти и более канав.
Это напоминает железнодорожную сортировочную станцию, откуда колеи расходятся в разные стороны. Хотя, большинство «каменных дорог» ведут в сторону моря уходят под воду. На отдельных участках длина параллельных канав составляет несколько сотен метров.
Одним из первых об окаменевших дорогах на Апшероне упомянул Ленц Эмилий Христианович (1804-1865), русский физик, академик, профессор Петербургского университета, а впоследствии его ректор. В 1829-1830 годах Ленц занимался геофизическими исследованиями в южных районах России.
Академик Ленц обследовал безлюдный остров Беюк Зиря и обнаружил сеть «каменных дорог», часть которых из-за выветривания, воздействия солнца и осадков, сильно стерлась. Это подтверждает их древнее происхождение!
В XIX веке азербайджанский учёный, поэт и писатель Аббас Кули-ага Бакиханов в своих произведениях упоминал о «каменных дорогах». По его словам, в Бакинском уезде в деревнях Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат, а также на некоторых островах в Бакинской бухте, видны на скалах остатки следов колес, идущих далеко в море.
О колеях рассказывала Сара Ашурбейли – известный азербайджанский историк и исследовательница Баку. Она отметила, что окаменевшие следы «двухколесной арбы», уходящие в море, находятся в районе Умидгайа, а также около поселков Бильгя и Нардаран.
Кто и когда создал «каменные дороги» – неизвестно.
В ХХ веке на острове была дислоцирована советская военно-морская база и установлен маяк, в связи с чем, большая часть «каменных дорог», была уничтожена.
Ссылка