Продолжительность времени зависит от нашего настроения. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Хун Цзычен.

Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите. Талмуд.

Множество всяческих игр нам помогают убивать бесценную вещь - ВРЕМЯ! Овидий.

Все суета сует и ловля ветра. Екклезиаст.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть. Сократ.

В жизни больше пустого, чем полезного. Теофаст.

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным. Эпикур.

Не ясно ли всякому, что природа наша требует лишь одного - чтобы тело не ощущало страданий и чтобы мы могли наслаждаться размышлениями и приятными ощущениями, не зная страха и тревог? Лукреций.

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам. Насмехаться над философией - это действительно философствовать. Б. Паскаль.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть. Пифагор.

Во всех важных происшествиях жизни продолжают действовать два основных инстинкта нашего существа: инстинкт самосохранения и инстинкт любви. П. Бурже.

Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни. Еврипид.

Человеческую жизнь можно выразить несколькими междометиями; ба, ба! ах, ох! ой! фу! тьфу! Дж. Байрон.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно. Ф. Вольтер.

Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны. Гиппократ.

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу. Жорж Санд.

Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит. Ж. Лабрюйер.

...Жизнь - как бал: Кружишься - весело: кругом все светло, ясно... Вернулся лишь домой, наряд измятый снял - И все забыл, и только что устал. М. Ю. Лермонтов.

Для ума существует то, что он не может познать; для силы существует то, что она не может поднять; для могущества существует то, что оно не может победить. Хань-фэй.

Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет. А. Шопенгауэр.

Изучать людей, наблюдая только своих современников, все равно, что рассматривать горы в лупу. Г. Честертон.

Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык. Маргарет Тэтчер (о первой встрече с М.С. Горбачевым).

Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремиться доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает. Ф. Искандер.

Считайте всех людей честными людьми, но живите с ними как если б они были мошенниками. Кардинал Мазарини.

Кто предугадал ход событий на двадцать четыре часа раньше толпы заурядностей, тот двадцать четыре часа слывет человеком, лишенным самого заурядного здравого смысла. А. Ривароль.

Если некое новшество трудно приживается, это означает, что в нем нет необходимости. Л. Вовенарг.

Движение живых существ всего мира сводится к непрерывной циркуляции навоза. Ж. и Э. Гонкуры.

Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей. Б. Шоу.

Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса. Г. Гегель.

Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы. О. Бисмарк.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Б. Шоу.

Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро. А. Эйнштейн.

Просматривая историю, мы невольно поражаемся незначительному количеству идей рядом с богатым разнообразием фактов. Одной какой-нибудь идеей живет целое столетие. Э. Кастеляр.

Человечество так старо! Всегда приходится идти по чьим - то стопам. А. Додэ.

Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности. Тацит.

История человечества в основном - история идей. Г. Уэллс.

Как бы ни опорочила себя корпорация (парламент, академия, собрание), вступать с ней в борьбу бесполезно: она устоит благодаря своей многочисленности. Позор и насмешки лишь скользят по ней, как пули по кабану или крокодилу. Н. Шамфор.

Кто хочет нравиться в свете, тот должен заранее примириться с тем, что его станут там учить давно известным вещам люди, которые понятия о них не имеют. Н. Шамфор.

При большой опасности и в чудных обстоятельствах толпа, по обыкновению, ожидает спасения больше от чего-то противоречащего рассудку, чем от согласного с ним. Плутарх.

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос. Ф. Ларошфуко.

Господи, как они дорожат тем, что думают одно и то же. Ж.-П. Сартр.

Если бы люди сходили с ума на один лад, то они могли бы ужиться довольно хорошо. Ф. Бэкон.

Народу нужны не отвлеченные идеи, а прописные истины. А. Ривароль.

Когда народ глуп, им легко управлять. Шан Ян.

Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили. Неизв..

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров. М.Горький.

Видите ли, Франсуаза, - говорил садовник, - революция лучше войны, потому что когда провозглашают революцию, то сражаться за нее идут только желающие. М. Пруст.

Я счастлив, что принадлежу к нации, слишком маленькой, чтобы совершать большие глупости. Лоренц (голландец).

Нации, как и индивиды, могут жить либо воруя, либо производя. Сен-Симон.

Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь. Н.В. Гоголь.

Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен. Г. Бокль.

В чужой стране путешественник - мешок с деньгами, который все норовят поскорее опорожнить. В. Гюго.

Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие. Ф. Бэкон.

Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать. Г. Бруэм.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле - такое же достойное занятие, как и писать поэму. Б. Вашингтон.

Нация, которая может и должна быть спасена одним-единственным человеком, не заслуживает пощады. И. Зейме.

Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа. М. Торез.

Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом ,- а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается. Фукидид.

Первая панацея для плохо управляемой страны - валютная инфляция, вторая - война; обе приносят временное процветание, обе приносят окончательную гибель. Э. Хемингуэй..

Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Б. Франклин.

Богомол верит бредням других людей, философ - лишь своим собственным. А. Ривароль.

Философы больше заслуживают названия анатомов, чем врачей: они вскрывают, но не излечивают. А. Ривароль.

Философия, равно как и медицина, частенько пичкает нас дрянными снадобьями, реже - хорошими и почти никогда не предлагает по-настоящему полезных лекарств. Н. Шамфор.

У каждого философа две философии: одна обращена вовне, другая - для себя. Д. Толанд.

Я утверждаю, что...самопознание ни к чему путному не приводило. И. Гёте.

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат. А. Шопенгауэр.

Ведь по всякому делу обнаруживается существование двух партий, консервативной и прогрессивной, вечных партий, соответствующих двум сторонам человеческой природы; силе привычки и желанию улучшений. Н.Г. Чернышевский.

То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим. Л. Леонов.

На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, Аркесилай ответил: "Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной никогда."

Многих должен бояться тот, кого многие боятся. Пубилий.

Таков закон дворца, где правит зло: То ты в седле, то - на тебе седло. Фирдуоси.

Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла. Ибн-Сина.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях. Фома Аквинский.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Н. Макиавелли.

Хотя новые порядки и изменяют сознание людей, надлежит стараться, чтобы в своем изменении порядки сохраняли как можно больше от старого. Н. Макиавелли.

Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем! М. Жванецкий.

Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела. Ш. Монтескьё.

Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение. К. Маркс.

В политике самое скверное решение - не принимать никакого решения. Захария.

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных людей, чем те, кто им завидует. Г-жа Ментенон.

Существовало ли когда-либо такое господство, которое не казалось бы естественным тем, кто им обладает? Д. С. Милль.

Высшие должности походят на крутые скалы: одни только орлы да пресмыкающиеся взбираются на них. А. Сталь.

Половина логических доводов плохого правления кроется в следующей софистической дилемме: если народ неспокоен, то он не созрел для свободы, если же спокоен, то не желает свободы. Т. Маколей.

Будьте уверены, что человек нашей эпохи, который пишет о Красоте, Истине и Добре, - дурен лицом, лжец по своей природе и интриган по ремеслу. Ж. и Э. Гонкуры.

Кто может - грабит, кто не может - ворует. Д.И. Фонвизин.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. Ф. Вольтер.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. Д. Локк.

Возможность украсть создает вора. Ф. Бэкон.

Считать все непонятное истинным - вот залог подлинной веры. Тертуллиан.

Будем же верить, если не можем уразуметь. Августин.

Бог - это газообразное позвоночное. А. Эйнштейн.

Сколько людей не ходило бы в церковь, если бы их выдел там только Господь Бог! Ж. Пети-Сан.

Врач видит человека во всей его слабости, юрист - всей его подлости, теолог - во всей его глупости. А. Шопенгауэр.

Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают о них небылицы тем, кто никогда туда не попадет. Г. Менкен.

Враг трусливо наступал. Из передовицы 1941 года..

Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту. Оккам.

Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок. Ф. Петрарка.

Человек столь счастливо устроен, что не располагает никаким верным критерием (principe) истины, зато имеет несколько отличных критериев лжи. Б. Паскаль .

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна. Л.Н. Толстой.

Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос. А.Эйнштейн.

С возрастом я понял: мало знать истину, нужно еще иметь луженное горло, никогда не лопающееся терпение и крепкую, как нейлоновая удавка, нервную систему. Ю. Поляков.

Легче найти ошибку, чем истину. И. Гёте.

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины. Л.Н. Толстой.

Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью. Б. Франклин.

Людей мучают не вещи, а представления о них. Эпиктет.

Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера. Г. Гегель.

Кто от пустяков приходит в восторг, того всякая мелочь может огорчить. Талмуд.

В нашей жизни правда всегда торжествует, но жизни часто не хватает. С. Эйзенштейн.

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда. Демокрит.

"Что такое оптимизм? " - "Увы, - сказал Кандид, - это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо". Ф. Вольтер.

Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из возможных миров; пессимист опасается, что это правда. Б. Кейбл.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природою. Цицерон.

Не наблюдать за работниками - значит оставить им открытым свой кошелек. Б. Франклин.

Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием. Цицерон.

Для успеха в свете надо иметь придурковатый вид и быть умным. Ш. Монтескьё.

Напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего. Оккам.

Завещаю: ни в чем не усердствуй, Во всем выбирай середину, Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело. Феогнид.

...с каждым днем мы все более похожи на свой будущий труп. Ж.-П. Сартр.

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. И.Гете.

Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом. Аль Капоне.

Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав. Эзоп.

Худших везде большинство. Фалес.

Разве правильно в каждом видеть злодея? Конечно. Ведь каждый и есть злодей. Неужели это не очевидно?.. Б. Шоу.

Одна из причин того, что умные и приятные собеседники так редки, заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а на собственные мысли. Ф. Ларошфуко.

Вот человек, не способный снискать уважение к себе. Значит, ему остается одно: сначала сделать карьеру, а потом окружить себя всякой сволочью. Н. Шамфор.

Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему. Б. Шоу.

Величавость - это непостижимое свойство тела, изобретенное для того, чтобы скрыть недостаток ума. Ф. Ларошфуко.

Когда природа оставляет прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства. Г. Лонгфелло.

В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума. А. Поп.

Лжец должен обладать хорошей памятью. Квинтилиан.

Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. Конфуций.

Отныне мысли я держу в секрете, Чтоб не пугали ближних мысли эти. аль-Маарри.

Привычно иным, как охотничьим псам, Вынюхивать тайну, что дичь по лесам. Как пленницу, тайну храни неусыпно, Сбежит - ее пленником станешь ты сам. Ибн-Сина.

Уменье что-то скрыть, ценней уменья говорить. Юсуф Баласагурский.

Легче подавить в себе первое желание, чем удовлетворить все последующие. Б. Франклин.

Недостающую глубину мысли обычно компенсируют ее длиной. Ш. Монтескьё.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать. Ф.Вольтер.

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная, и всеми обыкновенно забывается. Ж. Лабрюйер.

Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами. Л.Фейхтвангер.

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают. К.Чапек.

Не страшно нищему, что деревня горит - взял сумку да пошел. Русская пословица.

Цивилизованные люди невероятно изобретательны в способах расходовать свою краткую жизнь на докучные церемонии. С. Моэм.

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: <Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда>. Диоген.

Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее. Аль-Харизи.

Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает. В. Буш.

Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью. К. Вебер.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый. Конфуций.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум. Ф.Ларошфуко.

Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны. Ф. Ларошфуко.

Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться. Ф.Ларошфуко.

Ученый человек - сосуд, мудрец - источник. У.Олджерай.

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга. Л. Вовенарг.

Дурак создает много дураков, а мудрый - очень мало мудрых. Г. Лихтенберг.

Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть. Р. Роллан.

Богатство только и приносит, что страх потерять его. А. Ривароль.

Деньги ведь что еж, которого легко поймать, но непросто удержать.  Клавдий Элиан.

Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже. Н. Шамфор.

Умной молодой женщине приходится выбирать между тупыми и пышущими силой и здоровьем молодыми мужчинами и умными и - как бы это выразиться? - падкими до женщин старыми козлами. Б. Шоу.

Если бы я мог предвидеть все, что вывели из результатов моего опыта, я уверен, что никогда бы его не сделал. А. Майкельсон.

Спероне Сперони отлично объясняет, почему автор, которому кажется, будто он очень ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен читателям. "Дело в том, - говорит он,- что автор идет от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли". Н. Шамфор.

По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они обличены, вызывает внимание и восхищение слушателей. Ф. Честерфилд.

Большинство произведений, написанных в наше время, наводит на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне. Н. Шамфор.

Поистине многие люди читают только для того, чтобы не думать. Г. Лихтенберг.

Такая уж была у него привычка, что с книгой он спал гораздо лучше, чем без нее. Ф. Рабле.