http://esoreiter.ru/news/0115/s44229923.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s56159980.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s32794978.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s69420243.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s82277704.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s90183071.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s53483058.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s52710162.jpg
http://esoreiter.ru/news/0115/s12418376.jpg

Сведения о руинах гигантских каменных сооружений в районе рек Замбези и Лимпопо поступали еще в XVI веке от португальских торговцев, побывавших в прибрежных областях Африки в поисках золота, рабов и слоновой кости. Многие полагали тогда, что речь шла о библейской земле Офир, где находились в свое время золотые копи царя Соломона.
Но только в XIX веке европейцы наконец-то увидели загадочные строения. По некоторым источникам, первым открыл таинственные руины путешественник и охотник на слонов Адам Рендере, однако чаще их открытие приписывают немецкому геологу Карлу Мауху.
В 1867 году Маух нашел древнюю страну и увидел комплекс строений, позже получивший название Большой Зимбабве (на языке местного племени шона слово «зимбабве» означало «каменный дом»). Каменная стена длиной не менее 250 метров, высотой около 10 метров и шириной у основания до 5 метров окружала городище, где когда-то, видимо, располагалась резиденция правителя этой древней страны.
Сейчас это сооружение называют Храмом, или Эллиптическим зданием. Проникнуть на огороженную стеной территорию можно было через три узких прохода. Все строения были возведены методом сухой кладки, когда камни укладывались друг на друга без скрепляющего раствора. В 800 метрах к северу от городища, окруженного стеной, на вершине гранитного холма, находились развалины другого строения, получившего название Каменная крепость, или Акрополь.
Хотя Маух и обнаружил среди развалин некоторые предметы быта, характерные для местной культуры, ему даже в голову не пришло, что архитектурный комплекс Зимбабве могли построить африканцы. Традиционно местные племена строили свои дома и прочие сооружения, используя глину, древесину и высохшую траву, поэтому применение в качестве строительного материала именно камня выглядело явно аномально.
Маух решил, что Большой Зимбабве построили не африканцы, а белые, побывавшие в этих краях в древние времена. По его предположению, к возведению комплекса каменных строений могли быть причастны легендарные царь Соломон и царица Савская, а само это место являлось библейским Офиром, землей золотых рудников.
Ученый окончательно уверовал в свое предположение, когда обнаружил, что балка одного из дверных проемов сделана из кедра. Его могли привезти только из Ливана, а ведь именно царь Соломон широко использовал кедр при строительстве своих дворцов.
В конечном счете Карл Маух пришел к выводу, что именно царица Савская была владычицей Зимбабве. Такой сенсационный вывод ученого привел к довольно плачевным последствиям. К древним руинам стали стекаться многочисленные авантюристы, которые мечтали найти сокровищницу царицы Савской, ведь рядом с комплексом когда-то существовал древний золотой рудник. Неизвестно, удалось ли кому-нибудь обнаружить сокровища, но урон древним сооружениям был нанесен колоссальный, и это в дальнейшем сильно затруднило исследования археологов.
Выводы Мауха в 1905 году оспорил британский археолог Дэвид Рэндалл-Макивер. Он провел самостоятельные раскопки в Большом Зимбабве и заявил, что строения не такие уж и древние и возводились в период с XI по XV век. Получалось, что Большой Зимбабве вполне могли построить коренные африканцы.
Добираться до древних руин было довольно сложно, поэтому следующая экспедиция появилась в этих краях только в 1929 году. Ее возглавляла британский археолог-феминистка Гертруда Катон-Томпсон, в состав ее группы входили только женщины.
К тому времени кладоискатели уже нанесли комплексу такой урон, что Катон-Томпсон была вынуждена начать работу с поисков нетронутых строений. Отважная исследовательница решила использовать для своих поисков самолет. Ей удалось договориться насчет крылатой машины, она лично поднялась с пилотом в воздух и обнаружила в отдалении от городища другое каменное строение.
После проведения раскопок Катон-Томпсон полностью подтвердила выводы Рэн-далл-Макивера о времени строительства Большого Зимбабве. Кроме того, она твердо заявила, что комплекс сооружений, без сомнения, был возведен чернокожими африканцами.
Ученые изучают Большой Зимбабве почти полтора столетия, однако, несмотря на столь длительный период, Большой Зимбабве сумел сохранить еще немало тайн. До сих пор неизвестно, от кого защищались его строители с помощью столь мощных оборонительных сооружений. Не все ясно со временем начала их строительства.
Например, под стеной Эллиптического здания были обнаружены фрагменты дренажной древесины, которые датируются периодом между 591 (плюс-минус 120 лет) и 702 годом н. э. (плюс-минус 92 года). Возможно, стена была возведена на гораздо более древнем фундаменте.
При раскопках ученые обнаружили несколько фигурок птиц из стеатита (мыльного камня), возникло предположение, что древние обитатели Большого Зимбабве поклонялись птицеподобным богам. Не исключено, что с этим культом каким-то образом связано самое загадочное сооружение Большого Зимбабве — коническая башня у стены Эллиптического здания. Ее высота достигает 10 метров, а окружность основания — 17 метров.
Она возведена методом сухой кладки и по форме похожа на зернохранилища местных крестьян, однако в башне нет ни входа, ни окон, ни лестниц. До сих пор предназначение этого сооружения представляет для археологов неразрешимую загадку.

На данный момент уже мало кто из ученых сомневается в том, что Большой Зимбабве был построен африканцами. По данным археологов, в XIV веке это африканское царство переживало свой расцвет и по площади могло сравниться с Лондоном.
Население его составляло около 18 тысяч человек. Большой Зимбабве был столицей обширной империи, которая простиралась на тысячи километров и объединяла десятки, а возможно, и сотни племен.
Хотя на территории царства действовали рудники и добывалось золото, главным богатством жителей был крупный рогатый скот. Добытое же золото и слоновая кость доставлялись из Зимбабве на восточное побережье Африки, где в тот период существовали порты, с их помощью поддерживалась торговля с Аравией, Индией и Дальним Востоком. О том, что у Зимбабве были связи с внешним миром, говорят археологические находки, имеющие арабское и персидское происхождение.
Полагают, что Большой Зимбабве был центром горного дела: на разных расстояниях от комплекса каменных строений обнаружены многочисленные горные выработки. По мнению ряда ученых, африканская империя существовала до 1750 года, а потом пришла в упадок.
Стоит отметить, что для африканцев Большой Зимбабве является настоящей святыней. В честь этого археологического памятника Южная Родезия, на территории которой он находится, в 1980 году и была переименована в Зимбабве.

А. СИДОРЕНКО