Зачем нам лженаука.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Зачем нам лженаука. » Эволюция жизни. » Cхемы мозга млекопитающих и птиц схожи.


Cхемы мозга млекопитающих и птиц схожи.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Исследователи из Имперского колледжа в Лондоне (Великобритания)выяснили, схемы мозга млекопитающих и птиц схожи.

Ученые впервые разработали карту типичного мозга птицы, в которой описывается, как связаны между собой отделы, обрабатывающие информацию. Затем они сравнили карту мозга птицы и карты мозга разных млекопитающих, в том числе человека.
Выяснилось, что у птиц районы, отвечающие за уровни познания (долгосрочная память и способность решать задачи), связаны с другими областями головного мозга точно таким же образом, как у человека.
Но так как птицы и млекопитающие развивались по разному пути около 300 миллионов лет, не удивительно, что внешне их мозг отличается друг от друга. В то же время, с точки зрения работы интеллекта наблюдаются сходства между птицами и млекопитающими.
Ссылка

Мозг
Основные части мозга - задний мозг, средний мозг и передний мозг.
Задний мозг Основные составляющие заднего мозга - продолговатый мозг, мост и мозжечок.
Продолговатый мозг расположен в месте соединения головного мозга со спинным и в сущности является продолжением спинного мозга. Он регулирует такие функции организма, как дыхание, сердцебиение, кровяное давление, пищеварение, глотание и рвоту.
В заднем мозге расположен мост. Он обеспечивает передачу импульсов по спинному мозгу, и кроме того частично отвечает за сон и бодрствование.
В продолговатом мозгу и мосту находится ретикулярная формация. Она активна при бодрствовании. Третья главная часть заднего мозга - мозжечок. Основная его задача - регулировать движения частей тела.
Средний мозг. Он состоит из двух маленьких образований: внутренние холмики и внешние холмики.
Внутренние холмики - это части системы слуха, они локализуют в пространстве источник звука.
Внешние холмики делают то же самое со зрительными раздражителями. Локализация объектов и передача сообщений о них - главные функции этих частей мозга. Распознавание и интерпретация зрительных и слуховых раздражителей происходят где-то в другой части мозга.
Передний мозг Таламус и Гипоталамус.
Таламус часто называют ретрансляционной станцией, так как он получает все исходные импульсы от органов чувств и передает эту информацию соответствующим частям мозга.
Гипоталамус - основной орган, регулирующий поведение. Очевидно, разные его части отвечают за еду, питье, температуру тела, агрессию и сексуальное поведение. Центр наслаждения в головном мозге находится в средем узле переднего мозга, этот участок мозга является конечным пунктом каналов, по которым проходит информация о желании наслаждения и о его получении.
В структуру переднего мозга входят еще три сложных органа: лимбическая система, базальные ганглии и кора головного мозга. Эти органы формируют такие сферы мыслительной деятельности, как память, логика, речь, планирование и рассуждение.
Лимбическая система. Это несколько органов, расположенных внутри переднего мозга. Один из них, амигдал, отвечает за определенные виды агрессии.
Другой важный орган лимбической системы гиппокамп (морской конек), является важной частью системы памяти. Люди, у которых поврежден гиппокамп, помнят все, случившееся с ними до повреждения, но неспособны запоминать новую информацию.
Ганглий. Одна из причин болезни Паркинсона - повреждение ганглия, а именно вырождение особой группы нервных клеток, так называемой "черной субстанции". Эти клетки производят для ганглия дофамин, и с их вырождением все меньше и меньше дофамина участвует в процессе передачи нервных импульсов. Болезнь Паркинсона не возникает до тех пор, пока неповрежденными остаются хотя бы 20% клеток черной субстанции.
Кора головного мозга. Затылочная доля связана со зрением и воспринимает сигналы, поступающие от глазного нерва, принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.), позволяя, например, читать и контролировать написанное слово (текст). Височная доля играет важную роль в обработке слуховых ощущений и, по-видимому, управляет механизмами речи. Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют признаки фонем родного и иностранного языков, контролируют речь говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Повреждение височной доли часто сказывается на эмоциональных реакциях.
Теменная доля анализирует импульсы от органов осязания,ответственна за весь многообразный пространственно организованный опыт человека (кинестетические навыки одевания, умывания, ходьбы, пользования ложкой, иглой и т. п.), она позволяет осязать структуру тела, его частей, на ощупь при закрытых глазах узнавать предметы. Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краев, губ, щек, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д.).
Лобная доля управляет движениями и равновесием, а так же связана с эмоциональной и умственной сферой и личными особенностями характера, планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, прогнозирует результат действия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления, используя возможности всех других долей мозга, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире.

***

Симметричный анатомически мозг - несимметричен функционально, как несимметричны все наши движения и наши восприятия. Существует не только ведущая рука, но и ведущая нога, ведущий глаз, ведущее ухо и даже ведущая ноздря. (Сведения о работе полушарий были получены разными способами, Профессор Калифорнийского технологического института Роджер Сперри, удостоенный в 1981 году Нобелевской премии по медицине "за выдающиеся открытия в области функциональной специализации полушарий", проводил опыты с перерезкой структур мозга, эти опыты были связаны с поисками тех зон в коре, где предположительно могут храниться следы памяти. Проводились так же опыты с "усыплением" одного из полушарий. Деятельность мозга изучалась и без вмешательства в мозг: среди неврологических больных немало таких, у которых работает нормально лишь одно полушарие, правое или левое.) Коммиссуральная система мозга - структуры, связывающих между собой два полушария делают мозг единым. (Схема демонстрирующая работу комиссуральной системы мозга простая. При закрытии у животного любого глаза, другой глаз узнает все, что видел открытый глаз: внутри зрительной системы обмен информацией идет бесперебойно. Экспериментальное рассечение у животного хиазмы не мешает обмену информацией между полушариями. Рассечение мозолистого тела только частично "разобщает" полушария мозга. Но два мозга не формируются, полушария взаимодействуют не только через мозолистое тело, но и через структуры так называемого среднего мозга и других нижележащих образований.) Мозг един, но, в зависимости от того какое полушарие мозга активируется для обработки информации из окружающего возникает разная ответная реакция мозга на обстановку. (Это показало, например, разобщение полушарий людей в нейрохирургической клинике при тяжелой форме эпилепсии. "Расщепление мозга" ухудшало у них память но не насовсем. Спустя некоторое время память частично восстанавливалась. Хотя у больных с расщепленным мозолистым телом мозга возникает явление своеобразной агнозии, например, видя предмет левым глазом они не могут описать его словами, тем не менее они могут указать этот предмет на рисунке.) У праворуких людей левое полушарие возглавляет речь, письмо, счет, обладает основной памятью на слова, практически полностью заведует логическими рассуждениями. Правое же полушарие, обладает музыкальным слухом; оно легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах гораздо лучше левого; лучше левого оно умеет распознавать целое по части. У правшей все функции представлены в разных полушариях по-разному. Например, у каждого полушария своя речь, и эти "речи" - полная друг другу противоположность. Речь правого полушария конкретна, заземлена, немногословна, абстракции ей чужды, синтаксис у нее скупой, упрощенный, мотивируется она непосредственной ситуацией. (Лингвистам известно, что существует так называемый исходный синтаксис, из которого формируются более сложные предложения, и что он строится по следующей схеме: на первом месте - деятель-субъект, на втором - действие и на третьем - объект действия. Именно такой синтаксис возникает первым у детей при формировании речи" Возникает он и у антропоидов, когда их обучают языку жестов. Выяснилось ведь, что шимпанзе способны понимать и даже строить простейшие фразы на этом языке, но в них первое место непременно должен занимать субъект, а последнее - объект. Эта схема - самая древняя, исходная, и не удивительно, что именно на нее ориентировано правое полушарие, более архаичное в своих пристрастиях, чем левое). Речь левого полушария выхолощена, абстрактна, синтаксис ее неоправданно усложнен, с реальной ситуацией она не связана совсем. Это схоластическая игра словами и грамматическими схемами. Чисто языковые связи - вот его стихия. Эмоции, к которым тяготеет каждое полушарие так же разные. Если активность правого полушария будет подавлена, на интеллектуальной сфере это особенно не отразится, но с эмоциональной произойдут резкие изменения. Человека охватывает эйфория: он возбужден и весел, его поведение маниакально, он сыплет глупыми и претенциозными шутками и беззаботен. Словоохотлив он до назойливости; весь его пассивный словарь становится активным, на каждый вопрос дается подробный ответ, облеченный в сложную и неправдоподобно правильную форму. При подавлении левого полушария возникает глубокая депрессия. Но клиника очаговых поражений мозга свидетельствует, что "центры пессимизма" есть в обоих полушариях и расположены они в височных долях. Только если отключается одно из полушарий целиком, то на первый план выступает общий эмоциональный фон работающей половины мозга. Если же избирательно страдают отдельные участки одного из полушарий, то разнополушарные височные депрессии (угнетенное настроение) проявляют себя в полной мере. "Центры пессимизма" разных полушарий в психопатологической картине проявляют себя по-разному: правополушарная депрессия тоскливая, левополушарная - тревожная. Правополушарный больной пассивен, неподвижен, взгляд его устремлен в одну точку, левополушарный способен сутками шагать по больничному коридору, подозрительно вглядываясь в каждого встречного, цепляясь за врача, как за последнее спасение. Все мысли правополушарного больного о прошлом - кругом сам виноват, во всем ошибался, не так жил; у левополушарного только о будущем - что-то случится, что-то стрясется, что-то ужасное произойдет. Физиологическая основа психической асимметрии полушарий связана с тем, что прогрессирующее развитие психической функции в одном полушарии автоматически тормозит развитие аналогичной функции в другом. Но торможение не равнозначно уничтожению. Например, больных с разобщенными полушариями, особенно у молодых, речевые функции, представленные в правом полушарии в зачаточной форме, со временем совершенствуются. Немое и неграмотное правое полушарие может научиться говорить и писать за несколько месяцев. И человек, и всякое животное рождается не с асимметрией полушарий, а только с предрасположенностью к ней, мозг животных так же функционально асимметричен, как и мозг человека. В развитии всякой особи есть период, когда оба полушария способны взять на себя любую функцию, и этот период совпадает с периодом формирования основных элементов данной функции. Сформировалась функция - полных замещений быть не может. "Хорошо изученный вариант функциональной асимметрии мозга с левополушарным представительством речи присущ только праворукому большинству людей. Левши это не зеркальные по отношению к правшам люди. У неправорукого меньшинства человечества обнаруживается неизмеримо больший разброс вариантов представительства разных центров в мозгу... Только одного варианта - зеркальной симметрии по отношению к праворуким не бывает... Изредка и у здоровых и чаще у больных левшей "зеркальность" проявляется в психической деятельности. Отметим два таких проявления; зеркальное письмо и феномен "предвидения будущего" сходный с феноменом "уже виденного". "Зеркальное" письмо встречается у левшей с разными повреждениями мозга, при этом сами больные не осознают этой зеркальности. Феномен "предвидения будущего" сходный с феноменом "уже виденного" можно продемонстрировать таким примером, если левша с расстройствами мышления укололся иголкой, то он осознает это так: он как бы сначала видит кровь и чувствует боль, а уже потом как бы предчувствует укол своего пальца, событие как бы происходит после осознания его результатов. Действия как бы не предполагаются, а потом происходят, а "предчувствуются" а потом происходят. Картина поражений для всех неправоруких людей обща тем, что независимо от стороны поражения в ней представлены обычно нарушения и чувственного, и абстрактного восприятия, психосенсорных и психомоторных процессов, которые у правшей нарушаются раздельно... Этот клинический факт свидетельствует об отсутствии у неправоруких лиц четкой специализация полушарий мозга. Так как способности к анализу образов мира находятся в прямой зависимости от степени функциональной асимметрии, то такая точка зрения, что леворукость - отклонение от нормального развития представляется более объективной, чем точка зрения предполагающая у левшей более высокие интеллектуальные и творческие способности, чем у праворуких людей и точка зрения которая отрицает различия в психических возможностях праворуких и леворуких людей. Чем ярче у животного и у человека выражена функциональная асимметрия мозга, том они сообразительнее, тем богаче их рассудочные способности. Слабо развивается асимметрия и у больных олигофренией, угасает, сглаживается у стариков, перестающих заниматься умственной работой, и у больных неврозами.

2

Николас Страусфельд (Nicholas Strausfeld) и Габриэла Вольф (Gabriella Wolff) изучили нейроанатомию и химических состав грибовидных тел у двух важных групп беспозвоночных: кладу линяющих (Ecdysozoa), куда входят все членистоногие (насекомые, паукообразные и другие), тихоходки, круглые черви и другие группы, и надтип спиральных (Lophotrochozoa) — моллюски, кольчатые черви, брахиоподы.

Выяснилось, что

не только индивидуальные нейроны в грибовидных телах обладают сходными чертами, но и принципы организации всего органа практически одинаковы. Потом ученые обнаружили, что у всех беспозвоночных в грибовидных телах обильно представлены три белка — DC0, Leo и CaMKII. Уже известно, что

именно без этих белков не работает память, а мозг лишается способности к обучению. Более того, отвечающие за их экспрессию гены у крыс и мух ничем не отличаются. Те же белки работают и в организме человека: проблемы с их экспрессией играют важную роль в болезни Альцгеймера, синдромах Дауна и Энгельмана.

Далее нейрофизиологи планируют продолжить поиски аналогичной структуры (и соответствующих белков) в мозге позвоночных (крыс, птиц, рептилий, земноводных и рыб). Ученые подозревают, что она может локализоваться в области гиппокампа — участка, отвечающего помимо прочего за пространственную память.

Если поиски увенчаются успехом, то

будет доказано общее происхождение важнейшей части мозга у позвоночных и беспозвоночных.

3

Ученые обнаружили в мозге волнистых попугаев необычную "матрешку" из двух слоев нейронов, отсутствующую у других видов птиц и помогающую попугаям запоминать отрывки из речей хозяев и даже имитировать некое подобие "диалога", говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
"Когда я и Мукта увидели эти центры, мы сразу же задумались, как мы могли не замечать их на протяжении всего этого времени, как наши коллеги не видели их? В большей степени наше удивление касалось чудес человеческой психологии, а не того, как устроен мозг попугаев. Когда мы заметили эту часть мозга, все стало очевидным. У меня есть срезы, подготовленные более 15 лет назад, и сейчас я могу спокойно увидеть эти регионы на них", - рассказывает  Эрих Джарвис (Erich Jarvis) из университета Дьюка в Дареме (США).
Джарвис и его коллега Мукта Чакраборти (Mukta Chakraborty) раскрыли одну из главных тайн попугаев, изучая структуру мозга восьми различных видов говорящих пернатых из тропиков Австралии и Африки - обычных волнистых попугайчиков, африканских жако, аратинг, ара, корелл и нескольких видов амазонских попугаев. Сравнивая активность генов в разных типах нервных клеток у попугаев и певчих птиц, нейрофизиологи обнаружили в мозге первых необычный регион, который отсутствует у всех видов пернатых.
Как объясняют Чакраборти и Джарвис, в мозге всех певчих птиц, и попугаев в том числе, присутствуют так называемые "ядра обучения" - особые обособленные группы нейронов, которые помогают птицам запоминать те звуки, которые они слышат, воспроизводить их и делать из них свои собственные "ремиксы".
Генетический анализ показал, что данные "ядра" в мозге попугаев устроены совершенно иначе - они окружены особой "кожурой" из нескольких слоев таких же нейронов, похожих по своему устройству на своеобразный орех или матрешку.
Чем больше и плотнее эта матрешка, тем лучше попугай запоминает слова и лучше справляется с воспроизведением длинных предложений и имитацией речи. Ее повреждение или временное отключение, как показали опыты на волнистых попугайчиках, лишает птицу способности запоминать новые слова и выражения.
Что интересно, Чакраборти и Джарвису удалось раскрыть еще одну тайну попугаев - почему они часто "танцуют" под музыку. Дело в том, что "матрешка" тесно соединена с двигательными центрами мозга, что, видимо, позволяет этому центру речи тонко управлять движением языка птицы, и, в качестве побочного эффекта, всего остального тела.
Даже самые примитивные виды попугаев из лесов Новой Зеландии обладают подобной "кожурой", хотя ее толщина и размеры очень малы. Это означает, что данная группа птиц приобрела подобную способность свыше 29 миллионов лет назад, задолго до появления самых примитивных предков человека.
Сейчас Чакраборти и Джарвис расшифровывают структуру генов, особенно активных в этой части мозга попугаев. Как надеются ученые, данные по их работе помогут понять, как эти птицы приобрели данную способность и из чего она "выросла".

РИА Новости http://ria.ru/science/20150625/10876561 … z3e4qPaD7I


Вы здесь » Зачем нам лженаука. » Эволюция жизни. » Cхемы мозга млекопитающих и птиц схожи.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC